Новости города БезФормата.Ru
Тейково
Главные новости
 
Задать вопрос?

ЖИВОПИСЦЫ МЕДВЕДЕВЫ

Огромный интерес читателей вызвала заметка М. Смирнова в газете «Наше время» № 27 от 1 июля 2015 г. Обрадовало то, что ещё кто-то заинтересовался судьбой творчества братьев Медведевых.

И, конечно же, обрадовала сама находка! Это будет уже вторая обнаруженная подписная икона Тимофея Медведева начала XIX века.

Хотелось бы поблагодарить «инициативную группу» жителей Тейкова и Иванова за их соучастие в разысканиях сведений о наших земляках. Ну а мы продолжим рассказ о живописцах Медведевых.

ТИМОФЕЙ МЕДВЕДЕВ. ВСЯ ЖИЗНЬ – В ТРУДЕ

После долгой и продуктивной работы в уездах Ярославской и Костромской губерний семья Медведевых возвращается домой в Тейково. Правда, не все. Младший брат Василий Алексеевич покинул артель старших братьев уже в 1815 году и начал работать самостоятельно. У себя на родине Тимофей и Епифан Медведевы расписывали центральные храмы уездного города Шуя и окрестных сёл.

Первой становится Шуйская Крестовоздвиженская церковь. Следует обратить внимание, что живописцы из Тейкова сразу же начали с уездного города. Можно не сомневаться, что вернулись они во Владимирскую губернию знаменитыми мастерами, которых стремились нанять купцы для украшения церквей. Таковы были обычаи того времени. Зарождающееся промышленное купечество брало под свою милость те храмы, чьими прихожанами они были. Иногда, соревнуясь друг с другом, иногда сами по себе промышленники занимались благотворительностью и ремонтировали церкви, украшали их, покупали для них колокола и разную церковную утварь.

Таков был случай и с церковью Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Шуе. О временах её построения, о её строителях сведений не сохранилось, но известно, что освящена она «в первый месяц нового 7201 (1693) года 25 сентября».

«До 1801 года церковь была бедной, - отмечает шуйский православный краевед Евлампий Иванович Правдин, - но с поступлением в Крестовоздвиженский приход богатых и благочестивых купцов Посылиных и Киселёвых, приехавших на жительство в Шую из уезда, церковь с каждым годом стала принимать более и более благородный вид».

Действительно, надо отдать должное шуйским промышленникам Посылиным и Киселёвым. Церковь была капитально перестроена, отремонтирована и украшена стенным писанием. Вот что написано в метрике данной церкви: «Стены храма, кроме западной, закрыты иконостасами, а своды, арки и откосы окон в правом и левом предалтарии расписаны альфреско. Сюжеты картин взяты из священной истории Ветхаго и Новаго заветов. В алтаре на стене живописцем сделана следующая запись: «Храм Воздвижения Животворящего Креста Господня украшен живописною работою и окончен сентября 13-го дня 1817-го года мастером Тимофеем Медведевым»». Живописными вставками церковь также была расписана снаружи по фризу, а алтарь – над окнами. На старых фотографиях Крестовоздвиженской церкви хорошо видны эти прямоугольные вставки. На северной и южной стенах их по четыре штуки, на восточной – три.

Эта метрика была составлена в июне 1887 года со слов священника Иоанна Воинова. Она была отослана во Владимирскую Духовную консисторию, где и легла в архив. Евлампий Правдин, так же как и Воинов, скупо описывает росписи в церкви: «Наружный вид храма: под крышею карниз из белого камня; под карнизом – на стенах живописныя изображения различных священных событий из евангельской истории… Внутренний вид храма: стены внутри главного храма и в приделах искусно росписаны разными священными изображениями мастером, села Тейково крестьянином Тим. Медведевым, которому за работу заплачено 4,000 руб. сер.» (всё вообще украшение храма, как утверждает опись, оценивается в 200,000 руб. сер.). Правдин издал свои описания в 1884 году, поэтому в них не попала одна очень важная для истории деталь из метрики И. Воинова, а именно: дата росписей Т.А. Медведевым Крестовоздвиженской церкви. И вот что можно рассказать об этой дате.

О Крестовоздвиженской шуйской церкви Воинов и Правдин писали не первые. Впервые ей дал описание благочинный протоиерей Крестовоздвиженской церкви Василий Иванович Смирнов в 1838 году. Это описание было им издано в Москве в виде брошюры в 1839 г. Из описания В.И. Смирнова брал сведения для своих автобиографических записок высокопреосвященный Савва, Архиепископ Тверской и Кашинский. Родом он из села Горицы Шуйской округи, в Шуе учился в духовном училище. Он в своих воспоминаниях пишет, что «стены алтаря и церкви расписаны в лучшем виде мастером, крестьянином села Тейкова Тимофеем Медведевым за 13 тысяч рублей ассигнациями». Другой краевед г. Шуя, Владимир Александрович Борисов (1809-1862), не был удовлетворён брошюрой Смирнова и в 1843 году сам публикует статью, специально посвящённую Крестовоздвиженской церкви. В своей статье он тоже упоминает о росписях: «Стены храма росписаны превосходно известным живописцем Медведевым. Особенно замечательна по живописи картина Воздвижения Житвотворящего Креста Господня, находящаяся на западной стороне храма». Только Борисов указывает, что храм «наружно и внутренне возобновлён» в 1823 году, а освящён епископом Парфением в 1831 году. В «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России…» росписи Медведева вообще датируются между 1823 и 1828 гг. Получается, что точную дату окончания росписей в церкви, а именно 13 сентября 1817 года, сумел найти на стене в алтаре только священник Иоанн Воинов. Он же в метрике указывает, что «возобновлённый храм освящен 23 сентября 1823 года Преосвященным Парфением, Епископом Владимирским и Суздальским». Смирнов и Борисов, описывавшие Шуйскую Крестовоздвиженскую церковь,ничего не могли знать об этой метрике, потому что составлена она была гораздо позже их исследований. А вот нынешние краеведы вполне могли бы заинтересоваться явным разбросом в датах. Таким образом, сведения, обнаруженные в документах ГАВО, следует считать самыми точными.

В 1937 году храм был закрыт. В его помещении обосновалась Шуйская кооперативно-промысловая артель «Целлулоид». Главы церкви были снесены, архитектура изменена, росписи забелены. По преданиям шуян, росписи после побелки снова проявлялись, так что их закрашивали неоднократно. С 1937 года организации, занимавшие здание церковного комплекса, сменялись не менее 5 раз. После 1996 г. это ОАО «Товары из пластмасс». Как и на каждое частное предприятие, вход туда посторонних лиц не разрешается. Однако в 80-е годы прошлого века при составлении «Свода…» были сделаны фотографии сохранившихся фрагментов росписей. Осталось ли что-то в настоящее время? По некоторым данным – фрагменты росписей остались. Общественность и администрация городского округа Шуя уже несколько лет выступает за признание Крестовоздвиженской церкви памятником культуры федерального значения, с тем, чтобы выселить оттуда частника и восстановить храм.

Закончив в сентябре 1817 года росписи Воздвиженской церкви, Тимофей Медведев возвращается в Тейково. Здесь ему предлагают обновить иконы Ильинской церкви (1694-1699). Церковь на то время была «небогата, но иконостас довольно замечателен, - древний, с виноградною резьбой. Иконы также были древние, но при починке в 1818 году переделаны Медведевым на живописные или, так называемые, работы фряжской». Эта работа не заняла много времени, по причине небольшого объёма.

Уже в мае 1818 года с Тимофеем Медведевым ведут переговоры прихожане Свято-Троицкого собора в селе Васильевское – одного из самых крупных и богатых сёл Шуйского уезда. Прихожане вознамерились нанять Т.А. Медведева на украшение своего самого большого храма. Переписка тянется с конца мая до августа 1818 года. Самого контракта нет в деле, но из переписки ясно, что прихожане готовы заплатить живописцам Медведевым 15 000 рублей. Духовное начальство утверждает положительное решение на просьбу васильевцев 3 августа 1818 года. Тимофей с братом Епифаном переводят свою артель в Васильевское, что стоит почти посередине на дороге из Шуи в Родники.

История Свято-Троицкого храма ведётся с 1661 года. В 1773 году на месте деревянного храма был заложен каменный, строительство которого продолжалось около 10 лет. Дело в том, что в день освящения в церкви обрушились своды, люди не пострадали, но строительство пришлось возобновить. Для поддержания пятиглавого храма изнутри были возведены 4 столба, которых изначально не было. На столбах выполнены изображения святых мучеников и воинов. Они размещены в четыре ряда по высоте. На узких гранях столбов изображена иллюзорная лепнина в технике гризайль. Стенные росписи выполнены в четыре ряда. Это сюжеты сказаний и библейских притч. Горизонтальное и вертикальное разделение картин и рядов выполнено с помощью иллюзорных колонн, карнизов и пилястр. Своды потолка между столбами расписаны изображениями евангелистов, боковые своды и верхний ряд занимают ветхозаветные сюжеты. В нижнем ярусе расположены большие многофигурные композиции на евангельские темы. Над северным и южным входами картины исцеления: «Христос очищает 10 прокажённых», «Христос исцеляет бесноватого».

В Васильевском снова происходит путаница с датами. Так, в «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России…» указывается, что «роспись исполнена иконописцем из Тейково Тимофеем Медведевым в 1828 г., о чём свидетельствует храмозданная запись на восточной грани северо-западного столба». Беру на себя смелость утверждать, что эта информация неверная!

Во-первых,запись сделана на двух ближних к алтарю столбах. Начинается она на юго-восточном и заканчивается на северо-восточном столбе. Во-вторых, края записи частично закрашены, штукатурка местами отслоилась, верхние и нижние строки по этим причинам неразборчивы, в тексте лакуны от замазываний и побелки. Ни имени художника, ни даты росписей прочитать невозможно. Запись можно только расшифровывать. В-третьих, по этим записям,можно установить предельно поздний срок росписей. Для этого рассмотрим два пункта:

1. В начале записи, на юго-восточном столбе, указано, что украшение храма велось при державе Государя Императора Александра Павловича и его супруги Елизаветы Алексеевны, то есть росписи произведены не позднее 1825 года.

2. В конце записи, на северо-восточном столбе, отмечен «Ксенофонт Епископ Владимирский и Суздальский», что означает, что росписи были завершены до убытия Ксенофонта к новому месту службы, а это произошло до июня 1821 года.

Таким образом, по результатам исследований архивных документов и расшифровки храмовой записи, можно точно установить начало и конец работы медведевской артели в Васильевском: август 1818 г. – конец зимы или весна 1821 года.

В советское время в 1939 году здание было передано Шуйскому райисполкому под культурные нужды, затем в нём располагалась МТС. Важно то, что этот храм с 1784 года не претерпел никаких перестроек, а когда в 1991 году его вернули общине верующих, в Троицкой церкви стало происходить чудо самообновления стенных росписей. В настоящее время храм практически единственный в нашей области памятник, сохранивший такой большой объём росписей артели Тимофея Алексеевича Медведева.

М. БУТОВ

Радоница - Газета АвангардРадоница считается Пасхой для усопших (Фото: igordabari, Shutterstock) Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1908/ © Calend.ru    Во вторник второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья (или Антипасхи),
25.04.2017 Газета Авангард
Радоница — важное событие в жизни православных христиан. Это первый день после Пасхи, когда церковь поминает усопших.
25.04.2017 ГТРК Иваново
25 апреля, на Радоницу, в день православного поминовения усопших митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф совершил Божественную литургию и пасхальную панихиду в Успенском кафедральном соборе г.Иваново.
25.04.2017 Иваново-Вознесенская епархия
- В Ивановской области состоялся первый фестиваль колокольного звона "Звуки Пасхи" - Ivx.RuВ минувшую субботу, 22 апреля, в регионе впервые прошел праздник колокольного звона "Звуки Пасхи".
25.04.2017 Ivx.Ru
В Кинешме прошел хоровой певческий Собор «Артос» - 168.RuВ нем приняли участие 15 хоровых коллективов из Иваново-Вознесенской, Шуйской и Кинешемской епархий.
24.04.2017 168.Ru
СОБОР «АРТОС» - АдминистрацияВ Кинешме прошел XI региональный хоровой певческий Собор «Артос». Традиционно Собор проходит в первое воскресенье после Пасхи и становится заметным событием в жизни региона.
24.04.2017 Администрация
В поле зрения сотрудников полиции попал гражданин, занимающийся сбытом фальшивых денежных знаков.
25.04.2017 ГТРК Иваново
JPG Файл - УМВД Ивановской областиВ Ивановской области почти 200 полицейских обеспечивают общественный порядок на Радоницу.
25.04.2017 УМВД Ивановской области
Мужчины ловили рыбу незаконным способом В Кинешме сотрудники патрульно-постовой службы с поличным задержали подозреваемых в незаконной добыче биоресурсов.
25.04.2017 IvanovoNews.Ru
В областном центре возбуждено уголовное дело в отношении 16-летнего школьника, подозреваемого в незаконном приобретении и хранении наркотических средств в крупном размере.
25.04.2017 IvanovoNews.Ru
   В дежурную часть муниципального отдела МВД России «Шуйский» с заявлением обратилась 47-летняя местная жительница.
25.04.2017 УМВД Ивановской области