Если воспитывать ребёнка приходится в неполной семье…

Фото: gazeta-tejkovo.ru

По данным демографа А.Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста — каждый седьмой.

Как отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии ребенка? С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной семьи и как с ними справляться? Об этом – данная статья.

У каждой неполной семьи – своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка.

Как ни трагично образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее воспитательная атмосфера считается более благоприятной по сравнению с предыдущими вариантами. В особенности если сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и близких.

Матери, воспитывающие детей без участия отцов, в два раза чаще, чем замужние, оценивают процесс воспитания как трудный. У одинокой матери чаще возникают разного рода страхи и опасения: «как бы не избаловать», «не отбился бы от рук», «вдруг проявится плохая наследственность». Тогда матери начинают резко дозировать проявление ласки, стараются — в особенности общаясь с сыновьями – играть роль «строгих отцов»… и обычно это не приводит ни к чему хорошему. Ведь дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская — это просто критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины.

А это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с миром людей.

Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к «сиротинушке», которому просто по определению разрешается все. Такая позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.

В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве. Именно эта грань межличностных отношений оказывается дефицитом неполной семьи. В результате здесь часто происходит перераспределение ролей по принципу «свято место пусто не бывает». Жизнь в неполной семье нередко поощряет ребенка к реализации таких функций, как «замещать кого-то из членов семьи», «дружить в семейных союзах», «сохранять семейные секреты»… Этот ранний опыт оказывает сильное воздействие на психику ребенка, травматично влияет на процессы его полоролевой социализации.

Адаптация к иному стилю жизни в роли родителя «без пары», выработка новых форм семейной жизни — сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен на взрослость. Но сложная ситуация заставляет быстрее взрослеть и ребенка. Для него жизнь после развода родителей — это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. Наиболее глубокое влияние развод оказывает на детей-дошкольников. В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, дети с трудом адаптируются к новому. Завяжите малышу шарф не так, как обычно, и он не успокоится, пока вы не перевяжете правильно, – что же говорить о столь кардинальных изменениях привычного жизненного уклада!

В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и ребенком могут развиваться по модели «культа самопожертвования», когда родители и дети связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально «покидает» своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и — отчасти — матери.

Сегодня отцы значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за ребенком буквально с раннего возраста. Поэтому теперь его отсутствие ощущается детьми сильнее и переживается тяжелее, чем в прошлом. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация. Важное значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем – якобы никудышном муже и отце. В этих случаях мать покушается на развитие самооценки, чувство собственного достоинства ребенка – трудно ведь считать себя хорошим, полагая, что тебя произвел на свет плохой и недостойный человек. И наиболее мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки.

Как отмечает известный специалист, основоположник семейного консультирования, Вирджиния Сатир, самое простое для матери – внушить ребенку, что отец «плохой». Но в этом случае мальчик нередко расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным.

Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?

Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.

Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!

Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.

 

ЧУВСТВА РОДИТЕЛЕЙ. КАК С НИМИ БЫТЬ?

 

Как быть с нашими чувствами? Мы, родители, ведь тоже волнуемся и сердимся, устаем и обижаемся. Нам тоже бывает трудно с детьми, иногда даже мучительно…А кто нас будет слушать? Что нам делать с нашими собственными переживаниями.

Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Чувства если они отрицательные и сильные, ни  в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча переносит  обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.  Обмануть такими  усилиями вы никого не сможете: ни себя, ни своего ребенка, который без труда «читает» по вашей позе, жестам и интонации, выражению лица или глаз, что что-то не так. Ведь именно через эти «несловесные» сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их очень трудно. Через некоторое время чувство, как правило «прорывается» и  выливается в резкие слова или действия.

Как же сказать о своих чувствах ребенку, что бы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о совеем переживании, а не о нем и его поведении.

Примерные высказывания родителей.

Они могут быть такими:

— Я не люблю когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей (около дома вы встречаете собственного ребенка  лицо которого измазано. Пуговицы оторваны. Рубашка вылезла из брюк).

— Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь (ребенок катает по полу сою машину, а вы торопитесь на работу).

— Меня очень утомляет громкая музыка (ваш сын включил колонки «на полную катушку»).

Заметьте, все эти предложения содержат личное местоимения Я, МНЕ, МЕНЯ. Поэтому высказывания такого рода в психологии называют «Я сообщениями».

Кто-то из родителей сказал бы так:

— Ну что у тебя за вид?

— Перестань тут ползать, ты мне мешаешь.

—  Ты не мог бы сделать музыку потише?

В таких высказываниях используются слова ТЫ, ТЕБЯ, ТЕБЕ, их называют «Ты сообщениями». На первый взгляд разница между «Я» и «Ты сообщениями» невелика. Больше того, второе привычнее и «удобнее». Однако в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать.

Ведь каждое «Ты сообщение», по  сути, содержит обвинение или критику в адрес ребенка.

«Я сообщения» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты сообщениями».

— Оно позволяет выразить свои негативные чувства  в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева или раздражения, чтобы избежать конфликтов. Однако это не приводит к желаемому результату. Как уже говорилось , полностью подавлять свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердитесь вы или нет. И если вы сердитесь, то он в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытый конфликт. Получиться все на оборот: вместо мира – война.

— «Я сообщения» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы  закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же – делает взрослого ближе, человечнее.

— Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и они тоже могут довериться.

— И последнее, высказывая сое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда – удивительно – они начинают учитывать наши желания и переживания. Научиться посылать «Я сообщения» непросто. Потребуется тренировка, и на первых порах будет трудно избегать ошибок.

Одна из них состоит в том, что иногда, начав с «Я сообщения», родители заканчивают фразу «Ты сообщениями».

Например: «Мне не нравиться, что ты такая неряха!» или «Меня раздражает это твое хныканье!». Избежать этой ошибки можно, если использовать безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова. Например:

— Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками.

— Меня раздражает,  когда дети хнычут.

До сих пор мы говорили о том, что  делать , когда  отрицательные чувства уже возникли. Но можно подумать о другом: как уменьшить саму возможность появления таких чувств. Об этом мы поговорим в другой раз.

 

Н. КУДРЯКОВА,

социальный педагог отдела образования администрации г. Тейково

 
По теме
 
В Кинешму пришли холодные ночи - Kineshemec.Ru Температура воздуха опустится до 4 градусов тепла. По данным федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
25.05.2018
 
Афиша выходного дня в Кинешме на 26 и 27 мая - Kineshemec.Ru Наиболее интересные мероприятия на выходные. Суббота — 26 мая: В 12-00 в Детской школе искусств состоится концерт, приуроченный к выпускному вечеру учащихся школы (возрастные ограничение 0+);
25.05.2018
Алексей Бобков подозревается в мошенничестве Вторым отделом по расследованию особо важных дел СК России по Ивановской области расследуется уголовное дело в отношении директора ООО ПКФ «ПУМА» Алексея Бобкова,
25.05.2018
27 мая в Кинешме пройдёт велопарад - 168.Ru К участию приглашаются все желающие. Для участников возраста 14 лет и старше - протяженность дистанции велопарада 5 километров.
25.05.2018
 
Завершается конкурс «Я и мой друг» - Kineshemec.Ru Победители конкурса будут отмечены ценными подарками. С 11 по 30 мая 2018 года в рамках мероприятий, посвященных Дню защиты детей, редакция Кинешемец.RU проводит фотоконкурс детской фотографии «Я и мой друг».
25.05.2018
В ГИБДД рассказали подробности аварии в Юже - 168.Ru Напомним, в результате ДТП два велосипедиста погибли. Ранее мы сообщали о том, что в Юже пьяный водитель влетел в группу велосипедистов , в результате чего погибли два человека, ещё двое, в том числе подросток, госпитализированы.
25.05.2018 168.Ru
В субботу 12 мая у нас, жителей д. Ломы, случилось чрезвычайное происшествие — загорелась сухая трава на  поле  за деревней.
22.05.2018 Наше Слово
Отопительный сезон завершен. К сожалению, организации, ответственные за сохранность теплотрассы, не должным образом следят за тем, чтобы оболочка, так называемая скорлупа труб оставалась целостной.
23.05.2018 Знамя
24 мая – день памяти святых равноапостольный братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки, День российской письменности и культуры.
25.05.2018 газета Родниковский Рабочий
Ко Дню славянской письменности и культуры в отделе обслуживания Тейковской городской библиотеки прошло праздничное мероприятие «Истоки родной культуры».
25.05.2018 Наше время
Региональный этап летнего фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди обучающихся общеобразовательных учреждений пройдет 26 и 27 мая на базе стадиона «Спартак» (г.
25.05.2018 Ivanovo-today.Com
В Кинешме прошли соревнования по легкой атлетике - Kineshemec.Ru Победу завоевала команда микрорайона «Красная ветка». 24 мая в рамках Спартакиады Кинешмы среди детей по месту жительства на стадионе ДЮСШ «Волжанин» прошли соревнования по легкой атлетике.
24.05.2018 Kineshemec.Ru
Комсомольский театр моды будет участником фестиваля «Плёс на волге. Льняная палитра».
24.05.2018 Заря
12 мая 2018 года в тире РО ДОСААФ России Ивановской области прошел финал лично-командного первенства Ивановской области по пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки среди школьников.
24.05.2018 Газета Авангард
В какие населенные пункты района проехать труднее всего? Мы пообщались с водителями "Скорой помощи" Савинского филиала ОБУЗ "Шуйская ЦРБ" и выяснили,
25.05.2018 Знамя
Следственным управлением расследуется уголовное дело о мошенничестве при строительстве многоквартирных жилых домов в г. Иваново - Следственный комитет Вторым отделом по расследованию особо важных дел СК России по Ивановской области расследуется уголовное дело в отношении директора ООО ПКФ «ПУМА» Алексея Бобкова,
25.05.2018 Следственный комитет
В очередь за водой - Призыв К счастью, живем мы в такой местности, где не происходит ужасных землетрясений, наводнений и не было, слава Богу, сильных ураганов, но без катаклизмов местного масштаба все же не обходится.
25.05.2018 Призыв
Завершается подготовка к летней оздоровительной кампании детей. Создание комфортных и безопасных условий, обеспечение полноценного питания, интересного досуга детей, подбор кадров – вот главные вопросы,
25.05.2018 Заря
Медико-­социальная экспертиза. Что это такое? Медико­-социальная экспертиза – обязательная процедура при получении инвалидности.
25.05.2018 Заря
Следственным управлением расследуется уголовное дело о мошенничестве при строительстве многоквартирных жилых домов в г. Иваново - Следственный комитет Вторым отделом по расследованию особо важных дел СК России по Ивановской области расследуется уголовное дело в отношении директора ООО ПКФ «ПУМА» Алексея Бобкова,
25.05.2018 Следственный комитет
В связи с ремонтными работами на ТП-31 будет произведено отключение электроснабжения 28.05.2018 с 08.30 до 16.30 у потребителей по адресам: улицы: 1-я Терешковская, 2-я Терешковская, СНТ «Текстильщик-1»,
25.05.2018 Городской округ