Новости города БезФормата.Ru
Тейково
Главные новости
 
Задать вопрос?

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛАХ

В методическом кабинете городского отдела образования по инициативе редакции состоялась встреча журналистов с учителями-филологами.

В ней приняли участие Г.П. Турлова - старший методист информационно-методической службы; учителя литературы И.В. Гришанина и О.В. Вайс (ср.шк.№1); А.Н. Резцова, Е.Н. Ковалева (ср.шк.№2); Т.К. Никанорова, Н.В.Зайцева, Г.И. Молочкова, И.Ю. Хорева, М.Я. Юсупова (ср.шк.№4), А.П. Зубарева (ср.шк.№10).

ОЖИВАЮТ СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО

Напомним, что на открытии Года литературы-2015, которое было показано на телеканале «Культура», президент страны В.В. Путин сказал: «…Художественная литература воздействует на умы и чувства читателей, а значит она оказывает влияние на формирование личности… Сегодня нужны просветительские программы, чтобы вернуть в жизнь понимание красоты художественного слова. Нужно возрождать и прививать любовь к чтению».

Такое значение придается чтению не случайно. Книга дает нравственный толчок к переосмыслению своих поступков, к поиску идеала. Таких примеров немало. Молодой Лев Толстой, вдохновившись идеями Руссо, обрек себя на титанический, беспримерный труд, направленный на самосовершенствование и самообразование. Книги изменили жизнь А.М. Горького, Джека Лондона, М.М. Зощенко и других. Есть и в наши дни школьники, которые, будучи влюбленными в литературу, выбирают ее для своей будущей профессии (правда, таких немного).

Молодежи особенно необходимо знакомство с классикой, так как она поднимает проблемы долга, чести, любви, дружбы, счастья. Благодаря классике, оживают страницы прошлого, и сохраняется связь времен.

МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ УЧИТЕЛЯ

На встрече говорилось, что сегодня в образовательном процессе целый арсенал средств – это Интернет, аудиокниги, экранизация произведений и т.д. Но, несмотря на это, роль учителя остается первостепенной. Именно учитель помогает разобраться в событиях произведения, основных темах, в характерах героев и в нравственных проблемах, которые выдвигает писатель. Но, как бы ни старался учитель, усвоение материала учащимися будет поверхностным, если сами они не будут читать изучаемые произведения.

Как добиться, чтобы школьники полюбили книгу? В ходе обсуждения этого вопроса учителя подчеркнули, что любовь к чтению нужно прививать с детства – в семье, в начальной школе.

«ЭТО ЛУЧШИЙ ПЕРИОД»

Начальное образование – это фундамент, который закладывает учитель в своих детей. Они любознательны и непосредственны, их души распахнуты и с интересом впитывают все, что предлагает учитель. Это лучший период, чтобы прививать любовь к книге. Но, как отмечалось в ходе встречи, некоторые пятиклассники (не буду называть школу) не имеют даже навыков беглого чтения. Очень важно, чтобы первые книги в жизни младших школьников соответствовали их возрасту, были им доступны и понятны. Здесь важны контакт учителя с родителями; нужны его советы, какие книги следует читать; нужно обсуждать их в кругу семьи.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

В средних классах ребята любят читать, а вот уроков литературы недостаточно. В 5 классе их всего два в неделю. Один урок отводится на творчество К. Паустовского, а ведь его рассказы поучительны, интересны и написаны красивым слогом. Ряд интересных произведений будет изучаться на внеклассном чтении.

В средней школе №10 для восьмиклассников был подготовлен вечер по творчеству Б.Л. Пастернака… Две школьницы – Алена Бутко и Надя Криулина – пробуют свои силы в поэзии, они познакомились с юными тейковскими поэтами, вошедшими в объединение «Звездный дождь», которым руководит С.Е. Кузнецова. Об этом рассказала А.П. Зубарева.

Учитель средней школы №2 А.Н. Резцова отметила, что в их школе проводятся литературные викторины. Кроме того, ребята готовят буктрейлеры по любимым произведениям. Практикуются предметные недели, которые проходят очень интересно. «Мы немного ослабили это направление, но сейчас вновь возрождаем его. И еще. Нельзя сказать, что ребята не читают. Но они предпочитают порой не программные произведения, а приключенческую литературу, книги в жанре фэнтези».

ШКОЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ

Большая работа ведется с учениками в средней школе №4. Об этом говорили Г.И. Молочкова и Т.Н. Никанорова. О связи школы с библиотекой рассказала И.Ю. Хорева. Недавно восьмиклассники послушали очень интересное сообщение, посвященное жизни и творчеству А.С. Грибоедова, которое подготовила библиотекарь В.А. Базанова.

Много лет работает в школе театральная студия под руководством М.Я. Юсуповой. В ней занимаются любители театра с 5 по 11 класс. Были поставлены фрагменты таких спектаклей, как «Женитьба Бальзаминова», «Мертвые души», «Два капитана» и другие. А с какой любовью и проникновением читают ребята стихи М. Агашиной, С. Есенина, а также поэтов-фронтовиков Ю. Друниной и К. Симонова. Значение школьного театра еще и в том, что он оказывает положительное воздействие на поведение учеников. Они вежливы, тактичны, эстетическое воспитание налагает свой отпечаток.

ИНТЕРНЕТ- ПОМОЩНИК В РАБОТЕ

Интересным было выступление И.В. Гришаниной.

- Интернет – большой помощник в нашей работе. Надо только давать направление ребятам – что посмотреть, какой материал найти. Они мыслят зрительными образами. Так, мы подготовили видеопрезентацию по творчеству С.Есенина. Школьники увидели дом поэта в деревне Константиново Рязанской области, где прошло его детство, картины природы, воспетые им: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий», - писал поэт. За компьютером ребята заняты делом…

- И все-таки не будем забывать о книге. Как сказал Дидро, «человек перестает мыслить, когда перестает читать», - заметила О.В. Вайс, учитель этой-же школы - Работа с книгой позволяет выделить основные мысли, которые нередко подчеркиваются карандашом. Такое выделение свидетельствует о внимательном чтении, способствует запоминанию. Я не против компьютера, но книга – это прекрасно…

РАЗНЫЕ И ВСЕ-ТАКИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ

Старшеклассники – понятие собирательное. Разве можно дать точное определение сразу десяткам и сотням юношей и девушек. Они такие разные. Одни заканчивают школу с медалями, другие имеют более скромные успехи в учебе, зато увлекаются музыкой, спортом. На них, бывает, держатся все добрые дела в классе. И поэзию многие любят. Не раз видела я выступление театральной студии «Маска» (ср.шк.№1). Особенно большое впечатление произвела на меня композиция, посвященная 70-летию Великой Победы. В ней участвуют старшеклассники, которые заслуживают большого уважения за понимание текстов, за тот эмоциональный подъем, с которым они читают стихи Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Н. Майорова и других. Браво, ребята!

РОМАН-ЭПОПЕЯ

Крупные литературные произведения обычно рекомендуют школьникам читать заранее. Когда подходит время их изучения, оказывается, что тексты более-менее знают 3-4 человека. Да и то проглотили их, не пережевывая. Остался в голове лишь ряд событий. Не каждый заметил психологизм писателя и художественные детали. Но методические знания и приемы помогают учителю вызвать интерес к тому или иному произведению.

17 уроков отводится на изучение романа-эпопеи «Война и мир» (раньше их было 20). Немного из опыта одного учителя. Им продумывается каждый урок: используется комментированное чтение глав, отрывков. По каждой части даются обобщающие вопросы. Например: почему русская армия в 1805 году должна была отступать? В чем проявилась гениальность полководца Кутузова? Какое значение имело Шенграбенское сражение? И так далее. Дается четкое задание на дом (какие главы прочитать, на какие вопросы ответить устно).

Или такой урок: комментированное выборочное чтение следующих глав. Например: Николай Ростов вместе с Денисовым приехал из армии в отпуск; старый граф Илья Андреевич Ростов озабочен устройством обеда в Английском клубе для приема князя Багратиона…

Отдельные уроки посвящаются темам: «Князь Андрей и Пьер Безухов»; «Князь Андрей и Наташа Ростова» или «Вторжение Наполеона в пределы России». И снова работа с текстом на уроке и четкое домашнее задание. Так из урока в урок ведет педагог учеников к изучению великого творения Л. Толстого (или других писателей).

Я узнала, что среди любимых произведений школьников (разных классов) повесть В. Распутина «Уроки французского», А. Пушкина «Капитанская дочка», роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание», творчество А. Чехова и другие.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Запомнилось мне на этой встрече выступление учителя высшей категории Т.К. Никаноровой: «Я посетила многие уроки моих коллег и пришла к убеждению, что они – великие труженики, настоящие сподвижники. Среди них Н.В. Зайцева и другие. Так много сил и знаний отдают они своим ученикам, и не только сейчас, в Год литературы, но каждый день, на каждом уроке».

На такой оптимистичной ноте я хочу закончить свое повествование на тему школьной жизни.

Н.БАРАНОВА

P.S. Г.П. Турлова поблагодарила редакцию за проведенную встречу.

21 апреля в 17.30 в концертном зале «Классика» (г. Иваново, ул. Палехская, 10) состоится праздничный концерт по случаю 45-летия детской музыкальной школы №6.
23.04.2017 Департамент культуры
21 апреля в 18.00 в зрительном зале областного центра культуры и творчества состоится концерт образцового эстрадного ансамбля «Неразлучные друзья» «Наш путь называется жизнь…».
23.04.2017 Департамент культуры
21 апреля в 18.30 в Ивановской государственной филармонии состоится концертная программа заслуженного работника культуры России Юрия и Майи Гуринович «На два голоса».
23.04.2017 Департамент культуры
Закрытие VIII межрегионального фестиваля-конкурса самодеятельных театральных коллективов «Театральные встречи в провинции» - Департамент культуры22 апреля в 16.00 в культурном центре города Вичуга (г. Вичуга, ул. Большая Пролетарская,
23.04.2017 Департамент культуры
24 апреля в 15.00 в музее Д.А. Фурманова (г. Фурманов, ул. Б. Фурмановская, 69) состоится литературно – музыкальная программа «Поэт и Муза» Сергея Леонтьева и Алины Серегиной.
23.04.2017 Департамент культуры
23 апреля в 14.00 в торгово-развлекательном центре «Ясень» состоится полуфинал II международного литературно-музыкального конкурса-фестиваля «Мы есть у тебя, Иваново».
23.04.2017 Департамент культуры
Андрей Кабанов пришел на оглашение приговора с огромной сумкой - IvanovoNews.RuФОТО В эти минуты в Ленинском районном суде г. Иваново идет оглашение приговора Андрею Кабанову.
20.04.2017 IvanovoNews.Ru
ДТП произошло на трассе Иваново - Ярославль Около трех часов ночи 22 апреля водитель автомашины Mitsubishi Lancer двигался по трассе Иваново - Ярославль в сторону города Иваново и, очевидно,
23.04.2017 ИД Частник
"Текстильщик" сыграл на "пять" - ФК ТекстильщикИвановский «Текстильщик» продолжает радовать своих поклонников. Команда прибавляет от игры к игре.
23.04.2017 ФК Текстильщик
Как сообщили в пресс-службе ГИБДД России по Ивановской области, происшествие произошло  22 апреля в  22-30 в г.Наволоки на пересечении ул.Энгельса у д.41 и ул.Октябрьская.
23.04.2017 ГТРК Иваново
В отдел МВД России по Приволжскому району  с заявлением обратилась 22-летняя местная жительница и сообщила, что стала жертвой мошенников.
23.04.2017 УМВД Ивановской области